Рекламный баннер 990x90px bantop

Многие из нас и поныне используют общественный транспорт как доступное и удобное средство для поездки в г

07:34 21.01.2025 16+
Многие из нас и поныне используют общественный транспорт как доступное и удобное средство для поездки в г. Сызрань, поездок по городу. Но, наверное, мало кто знает об истории появления общественного транспорта в Сызрани. Краеведческий блог «ВСЕ О СЫЗРАНИ» в статье «Из чего сделан первый автобус в Сызрани» как раз рассказывает о зарождении общественного автобусного транспорта в городе.

Эпоха общественного автобусного транспорта в городе Сызрань началась в 1936 году. Первый городской маршрут, проходивший по улицам Московской и Советской, соединил железнодорожную станцию Сызрань-1 с Центральным рынком. По этому единственному маршруту автобусы курсировали до 1947 года.

Так складывается история Сызрани в советский период, что городу, имевшему статус районного, много чего не положено было иметь. Часто строительство соцкультбытовых объектов в Сызрани проходило в обход установленных правил. И вряд ли в 30-е годы ХХ века областное или республиканское начальство задумывалось о запуске пассажирского автотранспорта в захолустном городишке.

Инициативу в вопросе организации общественного автотранспорта в Сызрани проявили директор автогужевой базы М.К. Парфёнов и начальник мастерских И.А. Давыдов. При содействии депутатов Горсовета они с великим трудом выпросили у областного автохозяйства два наистарейшей конструкции автомобиля ГАЗ-АА, уже списанные в металлолом.

Добытые автомобили доставили в мастерские гаража "Автогужтреста" - так в то время называлось транспортное предприятие в Сызрани. Мастерские размещались под сводами бывшего женского Сретенского монастыря, что стоял в городском квартале, располагавшемся между современными улицами Советской, Некрасовским переулком, Карла Маркса и Володарского. Местные умельцы из подручных материалов изготовили кузов автобуса, отдалённо напоминавший машину Горьковского автозавода.

Сызранским мастерам, не имевшим чертежей и особого выбора материалов, пришлось проявить для этого много изобретательности. Смонтированный кузов установили на шасси автомобиля ГАЗ-АА и грузовик превратился в автобус.

К сожалению фотографий первых сызранских автобусов не сохранилось, но есть фотография автобуса с цельнометаллической «коробочкой», выпускаемого Сызранским ремонтно-механическим заводом в 1960-1990-х годах для предприятий нефтедобывающей отрасли (фото №1).

Вновь рождённый сызранскими умельцами автобус после долгих ходовых испытаний вывели в пробный рейс. Несколько дней автобус курсировал пустым, удивляя своим видом осторожных сызранцев. Через некоторое время этот единственный экземпляр общественного транспорта стали брать штурмом на всех остановках. Автобус набивался битком и водителя, кабина которого была не отгорожена от пассажирского салона, буквально придавливали к рулю.

Частенько автобус останавливался на ремонт и тогда, "вошедшие во вкус" горожане упорно "осаждали" гараж, шумно требовали немедленного выхода машины в рейс. Такой неожиданный повышенный интерес горожан вынудил коллектив гаража изготовить ещё три автобуса. Так были заложены основы будущего автобусного парка в Сызрани.

В 1948 году были организованы автобусные сообщения между центром города и районом станции Сызрань 1-я, локомобильным ("Тяжмаш") и нефтеперерабатывающим заводами ("СНПЗ") . За 8 часов работы между городом и нефтеперерабатывающим заводом автобус совершал всего 3-4 рейса, а на локомобильный завод всего два рейса.

Первые сызранские самодельные автобусы достойно отслужили свой век и заслужили вместе с их создателями благодарности от горожан.

В 50-60-е годы по Сызрани бегали уже автобусы марки ЗИС-155, ПАЗ-651, ЗИЛ-158, которые затем сменили ЛАЗы, ЛиАЗы, Икарусы.

Причём автоколонна СПАТП (Сызранского пассажирского автотранспортного предприятия - так оно называлось с 1967 года) пополнялась из года в год. В 1952 году к 20 пятидесятиместным автобусам прибавилось ещё 5. В середине 1960-х уже 133 автобуса обслуживало 11 маршрутов. В начале 1970-х годов по 15 городским маршрутам ездили 226 комфортабельных стоместных машин, десять из них новых ЛиАЗ-677 были приобретены на средства, полученные от сбора металлического лома сызранскими школьниками (фото №4).

В середине 90-х годов 110 автобусов первой смены и 100 - второй обслуживали 29 городских маршрутов, 45 автобусов работали на пригородных и около 20 - на специальных маршрутах.
1249

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ