Рекламный баннер 990x90px bantop
«Частица Родины» - статья В.Милюкова о создателе школьного краеведческого музея, учителе истории Зинине М.И
20:16 22.01.2023 16+
«Частица Родины» - статья В.Милюкова о создателе школьного краеведческого музея, учителе истории Зинине М.И.
газета «Коммунист» от 14 января 1969 года.
Частица Родины.
Я держу четырехгранный, проржавленный наконечник стрелы наПоказать ещё ладони. Невольно пробую пальцем острие: оно уже затупело. А рядом — покрытые красноватым налетом сабли, ножи, металлические вещи из имения помещика Кроткова, оружие начала нашего века. Теперь это — история.
И мы, вместе с организатором краеведческого музея, учителем Шигонской средней школы М.И.Зининым, спускаемся в прошлое нашей Родины, далекое по времени, но такие близкое для человеческого естества, для наследника всего того, что мы называем прошлым родного края, то с чего начинается Родина, в которую мы уходим всеми своими корнями и которая держит нас, не давая упасть. Нам одинаково дороги игрушки татарских детей (я не говорю стрелы и мечи — игрушки) и ткацкий станок русской женщины. Потому что и то и другое имеет прямое отношение ко всем коренным жителям Шигон, найдено за околицей этого села.
Еще в пятнадцатом-шестнадцатом веках началось заселение Самарской Луки сначала мордвой, татарами и чувашами, а затем и русскими. Ясно, что за пятисотлетнюю совместную жизнь они не раз сообща выступали против гнета помещиков, не редки были и родственные связи между соседними народностями.
Чувство национального приходит в детстве, еще смутное, неосознанное, когда при игре в войну никто не согласится добровольно быть «немцем», когда заслышав «Метелицу» или «По улице мостовой», мы попросим обождать с записями битлов, пение которых при соответствующей обстановке тоже может доставить удовольствие.
И очень хорошо поэтому, что Михаил Иванович 3инин, страстный собиратель старинной утвари, оружия, денежных знаков еще и учитель, да еще такой, за которым ребята бегают, что называется табуном. Летом, лишь подсохнет земля, они отправляются на берег Усы, делают раскопки на местах бывших поселений, стоянок, битв. А после маленький «археолог» с трепетом душевным кладет под стекло кусочки металла, камня, стекла. И для него все это близко, дорого и свято.
Но клады (а для Михаила Ивановича и его помощников всякая достаточно древняя вещь представляется кладом) находят не только в земле. Бывает, увидит паренек у бабки стертый пятак, книгу издания прошлого века и мигом к учителю. А уж если М.И.Зинин узнал, что рядом есть нечто представляющее историческую ценность - будьте спокойны, не отступит. Не удастся убедить человека отдать - купит. Так, например, ткацкий станок, которому по меньшей мере 250 лет, он выменял... на воз дров.
Старожилы села давние знакомцы Михаила Ивановича. С великим удовольствием они рассказывают ему об истории села, о крестьянских бунтах при царизме, а если найдется в чулане какая старинная вещица, непременно передадут ему. Нередко и сами школьники, найдя случайно заржавленную железку, несут ее в школу.
- Михаил Иванович! Историческая!
Обычно даже при поверхностном осмотре ясно, что ценность ее равна только стоимости содержащегося в ней металла. Обычно, но не всегда.
Один ив древнейших экспонатов музея каменный наконечник стрелы - находка Валерия Орлова, тогда еще ученика Шигонской школы. А тяжелые обломки окаменевших деревьев привез сам Михаил Иванович из Трубетчины, что под Сызранью.
Но, к сожалению, влияние времени никогда не проходит бесследно. Многое безвозвратно утеряно. Без особой радости говорит Михаил Иванович о том, с каким трудом удалось ему с ребятами добыть ручной ткацкий станок, о котором упоминалось выше и которые еще в конце двадцатых годов были почти в каждом доме. И дело здесь не в прогрессе текстильного производства, а в том, что мы заметили этот поворот в развитии истории техники слишком поздно.
Последствия безалаберного отношения к старине в умах некоторых людей сохранились и до сего времени. Так, недавно из краеведческого музея исчез каменный наконечник стрелы, тот самый, что был найден В. Орловым, и полумеч XIV века.
Старики помнят еще красоту имения графа Орлова-Давыдова в селе Усолье, а вот мы не имеем об этом дворце ни малейшего представления. Только на днях в архивах Сызрани был найден план усадьбы и, по слухам, она будет реставрирована. Надо бы...
Не так давно на экранах шел фильм, один эпизод из которого поражает. Дело происходило на свадьбе. К молодым подошла очень старая учительница и протянула жениху тетрадку с просьбой прочитать. Это было сочинение на тему «За что я люблю мою Родину». Ученик второго или третьего класса, а как потом оказалось, - отец этого парня, погибший на фронте, писал, что Родину он любит за то, что здесь родились и дед его, и отец, за то, что здесь его дом...
Да, мы любим Родину. Мы очень любим Родину. Но прежде всего за то, что во всей ее необъятности есть та маленькая частица, которую мы любим больше всех остальных. Кажется, так говорил Л. Н. Толстой.
В. МИЛЮКОВ.
На снимках: экспонаты музея – ручной ткацкий станок XVIII века и прялка. Пистолет XVIII века.
газета «Коммунист» от 14 января 1969 года.
Частица Родины.
Я держу четырехгранный, проржавленный наконечник стрелы наПоказать ещё ладони. Невольно пробую пальцем острие: оно уже затупело. А рядом — покрытые красноватым налетом сабли, ножи, металлические вещи из имения помещика Кроткова, оружие начала нашего века. Теперь это — история.
И мы, вместе с организатором краеведческого музея, учителем Шигонской средней школы М.И.Зининым, спускаемся в прошлое нашей Родины, далекое по времени, но такие близкое для человеческого естества, для наследника всего того, что мы называем прошлым родного края, то с чего начинается Родина, в которую мы уходим всеми своими корнями и которая держит нас, не давая упасть. Нам одинаково дороги игрушки татарских детей (я не говорю стрелы и мечи — игрушки) и ткацкий станок русской женщины. Потому что и то и другое имеет прямое отношение ко всем коренным жителям Шигон, найдено за околицей этого села.
Еще в пятнадцатом-шестнадцатом веках началось заселение Самарской Луки сначала мордвой, татарами и чувашами, а затем и русскими. Ясно, что за пятисотлетнюю совместную жизнь они не раз сообща выступали против гнета помещиков, не редки были и родственные связи между соседними народностями.
Чувство национального приходит в детстве, еще смутное, неосознанное, когда при игре в войну никто не согласится добровольно быть «немцем», когда заслышав «Метелицу» или «По улице мостовой», мы попросим обождать с записями битлов, пение которых при соответствующей обстановке тоже может доставить удовольствие.
И очень хорошо поэтому, что Михаил Иванович 3инин, страстный собиратель старинной утвари, оружия, денежных знаков еще и учитель, да еще такой, за которым ребята бегают, что называется табуном. Летом, лишь подсохнет земля, они отправляются на берег Усы, делают раскопки на местах бывших поселений, стоянок, битв. А после маленький «археолог» с трепетом душевным кладет под стекло кусочки металла, камня, стекла. И для него все это близко, дорого и свято.
Но клады (а для Михаила Ивановича и его помощников всякая достаточно древняя вещь представляется кладом) находят не только в земле. Бывает, увидит паренек у бабки стертый пятак, книгу издания прошлого века и мигом к учителю. А уж если М.И.Зинин узнал, что рядом есть нечто представляющее историческую ценность - будьте спокойны, не отступит. Не удастся убедить человека отдать - купит. Так, например, ткацкий станок, которому по меньшей мере 250 лет, он выменял... на воз дров.
Старожилы села давние знакомцы Михаила Ивановича. С великим удовольствием они рассказывают ему об истории села, о крестьянских бунтах при царизме, а если найдется в чулане какая старинная вещица, непременно передадут ему. Нередко и сами школьники, найдя случайно заржавленную железку, несут ее в школу.
- Михаил Иванович! Историческая!
Обычно даже при поверхностном осмотре ясно, что ценность ее равна только стоимости содержащегося в ней металла. Обычно, но не всегда.
Один ив древнейших экспонатов музея каменный наконечник стрелы - находка Валерия Орлова, тогда еще ученика Шигонской школы. А тяжелые обломки окаменевших деревьев привез сам Михаил Иванович из Трубетчины, что под Сызранью.
Но, к сожалению, влияние времени никогда не проходит бесследно. Многое безвозвратно утеряно. Без особой радости говорит Михаил Иванович о том, с каким трудом удалось ему с ребятами добыть ручной ткацкий станок, о котором упоминалось выше и которые еще в конце двадцатых годов были почти в каждом доме. И дело здесь не в прогрессе текстильного производства, а в том, что мы заметили этот поворот в развитии истории техники слишком поздно.
Последствия безалаберного отношения к старине в умах некоторых людей сохранились и до сего времени. Так, недавно из краеведческого музея исчез каменный наконечник стрелы, тот самый, что был найден В. Орловым, и полумеч XIV века.
Старики помнят еще красоту имения графа Орлова-Давыдова в селе Усолье, а вот мы не имеем об этом дворце ни малейшего представления. Только на днях в архивах Сызрани был найден план усадьбы и, по слухам, она будет реставрирована. Надо бы...
Не так давно на экранах шел фильм, один эпизод из которого поражает. Дело происходило на свадьбе. К молодым подошла очень старая учительница и протянула жениху тетрадку с просьбой прочитать. Это было сочинение на тему «За что я люблю мою Родину». Ученик второго или третьего класса, а как потом оказалось, - отец этого парня, погибший на фронте, писал, что Родину он любит за то, что здесь родились и дед его, и отец, за то, что здесь его дом...
Да, мы любим Родину. Мы очень любим Родину. Но прежде всего за то, что во всей ее необъятности есть та маленькая частица, которую мы любим больше всех остальных. Кажется, так говорил Л. Н. Толстой.
В. МИЛЮКОВ.
На снимках: экспонаты музея – ручной ткацкий станок XVIII века и прялка. Пистолет XVIII века.
Оставить сообщение: