Рекламный баннер 990x90px bantop
Так начиналась Усольская МТС
00:52 26.04.2023 16+
Так начиналась Усольская МТС.
Усольская машинно-тракторная станция организовалась в декабре 1930 года и входила в состав Новодевиченского района. Первым директором ее был Михаил Игнатьевич Мохов. Зимой 1930-1931 годов в МТС поступило 56 старых тракторов «Фордзон». Машины — старенькие, выбракованные из совхозов, доставляли их из Сызрани в разобранном виде, на лошадях. Трактористов готовили наспех. На весенний сев 1931 года создали 13 тракторных бригад. Из-за плохого ремонта тракторы часто выходили из строя, и за лето было вспахано только 650 гектаров земли. Неудивительно, что колхозники были недовольны такой работой МТС.
Осенью у руководства станцией стал опытный партийный работник, член партии с 1920 гора Терентий Афанасьевич Ирбахтин.
В марте 1932 года Новодевиченский райком партии послал меня работать заместителем директора МТС. Ирбахтин в то время болел и мы готовились к весне без него. К выезду на сев подобрали участковых механиков. Это были наиболее опытные способные специалисты: П. Заварим, И. Суровский, И. Сундуков, участковыми агрономами стали А. Сергеев, А. Бикс, В. Неронов, Ф. Костин. Все мы, конечно, жили весенним севом, болели душой за успех. На этот раз тракторы нас не подвели, за весну и лето мы вспахали около шести тысяч гектаров весновспашки и паpов. Лучшими трактористами стали Н. Зеленин, Ф. Теленков. А. Капунов из Усолья, И. Храпылин, Веденин из Услады, В. Салманов, Ф. Архиреев из Мазы и многие другие.
К этому времени деревня твердо стала на путь коллективизации. Требовалось закрепить достигнутые успехи. Для обеспечения организационной и политической работы в колхозах Центральный Комитет ВКП(б) в январе 1933 года создал в МТС и совхозах политические отделы. Для работы в них партия послала в деревню 17 тысяч опытных партийных работников. В феврале 1933 года в Усольскую МТС прибыл посланец ЦК ВКП(б) начальник политотдела, член партии с 1919 года, участник гражданской войны, комиссар полка, имеющий высшее партийное образование Лука Селиверстович Леонюк. Заместителем начальника политотдела по партийной работе был назначен Филипп Иванович Селиванов, также участник гражданской войны, имевший высшее партийное образование. При политотделе была создана своя печатная газета. Политотдельцы сразу включились в кипучую жизнь села. К весеннему севу МТС отремонтировала тридцать тракторов. Во всех колхозах проведены смотры готовности к севу, выведены тракторы, пахари выезжали с плугами, сеяльщики с сеялками, проверялась исправность упряжи, наличие фуража, повара являлись на смотр в полном облачении с наличием продуктов питания. На ответственные участки поставили коммунистов и комсомольцев. Во всем чувствовалась напряженность и организованность.
Весна 1933. года выдалась ранняя - уже в конце марта накали весновспашку и боронование, а 6-7 апреля – сев. Весенние полевые работы прошили организованно. На исходе мая на живописной поляне Белопасок, на берегу весеннего разлива Волги состоялся многолюдный веселый праздник окончания сева. Это был первый коллективный праздник, который надолго запомнился колхозникам.
В начале июня в Новодевичье состоялся первый районный съезд колхозников-ударников. Как большой праздник встретили его колхозники района.
Наступило лето. Сухое, ветреное, дождей почти не было. Урожай обещал быть низким. Так и оказалось. Например, комаровский колхоз «Правда вперед», имевший лучшие земли, собрал с гектара по шесть центнеров ржи, а пшеница дала пять центнеров. В колхозах хлеба почти не осталось, кроме семян. Возникли трудность с хлебом, не хватало кормов. Приходилось даже брать солому с крыши. В этот трудный год помощь оказало государство: колхозам выделялась продовольственная ссуда, осенью поступило двадцать новых тракторов Сталинградского тракторного завода.
Подготовка к весеннему севу 1934 года была сопряжена с большими трудностями. Политотделы безотлучно находились в колхозах, воодушевляли людей, организовывали их на преодоление временных трудностей. Возникли трудности с хлебом, не хватало кормов. Приходилось раскрывать соломенные крыши общественных построек - складов, сараев. Коммунисты и активисты-колхозники раскрывали свои сараи и даже дома, и годную для корма солому отдавали скоту. Колхозник проявил мужество, стойкость и преданность колхозному строю в борьбе с трудностями.
В те годы широко практиковался сев по грязи. Говорили: «сей в грязь, будешь князь». Весенний сев мне пришлось проводить в тайдаковском колхозе «Красная звезда». Предстояло засеять 150 гектаров. Лошадей не хватало, обучали коров колхозников ходить в упряжке и на них бороновали. Сев по грязи, как правило, проводили по утрам, по морозцу. Посеяли мы пшеницу, а забороновать не успели, пошел дождь, трое суток лил. Семена на поверхности проросли. Чтобы спасти посевы, пустили трактора с боронами два следа, хотя хорошо знали, что часть семян погибнет, но другого выхода не было. Как на грех приехал старший агроном МТС Головко, накричал на нас, обозвал вредителями, приказал прекратить боронование, а своих практических указаний никаких не дал, уехал в Мазу, где в то время находился начальник политотдела. Посоветовались, что делать, и решили продолжить боронование. Приехал Леонюк. Советуюсь с ним, что делать. Знаю, говорю ему, что часть семян пропадет под колесами тракторов, но хуже, если высохнут ростки. Будем бороновать. Начальник политотдела согласился со мной. Пшеница на этом участке уродилась неплохая, дала по десять центнеров зерна с гектара.
После весеннего сева политотдел произвел некоторую перестановку кадров председателей колхозов. И.Фомичев из Комаровки был рекомендован председателем усольского колхоза «Передовик», комаровский колхоз «Правда вперед» возглавил М. Ф. Чернышков, меня послали а мазинский колхоз имени Калинина. Хозяйство большое - более 1300 гектаров земли. После тяжелой зимы 1933-1934 года в колхозе осталось всего 70 лошадей. Была большая задолженность по денежным ссудам, налоговым и страховым платежам.
К уборке хлебов колхоз приступил, имея 13 лобогреек и с двумя виндроуэрами из МТС. Пришлось взяться за косы. Пшеницу вязали в снопы. Урожай выдался хороший: рожь давала 10-12 центнеров с гектара, несмотря на то, что 19-20 июня во время цветения ржи, был мороз. Возникло новое затруднение: не на чем было возить с поля снопы. И снова мы вспомнили про коров, но колхозники шли на это неохотно, ссылались, что нет хомутов, нет колес. А хлеба не ждали - сжата рожь, начали жать пшеницу, овес. Созвал правление колхоза. 'Что делать будем» - спрашиваю людей. Договорились установить твердую оплату колхозникам - по два килограмма хлеба на каждый трудодень, заработанный на корове. Утвердить этот вопрос начальник политотдела сам не решился, поехали в райком партии. Секретарь райкома Утехин внимательно нас выслушал и пообещал, что наше предложение обсудят на бюро. Вопрос был решен положительно. Об этом быстро узнали колхозники. И откуда взялись хомуты, колеса... На следующий день на возку снопов выехали на 35 коровах, а через два-три дня - на 175. 3а короткое время мы свезли с полей на гумно снопы с 5000 гектаров. Некоторые колхозники получили по 30-40 пудов зерна. А колхозник Н. И. Першин заработал 70 пудов. На обмолоте хлебов круглосуточно, в две смены работали шесть молотилок Д-34. Ежедневно намолачивали до 1500 центнеров зерна. Мы уже тогда поняли силу экономического стимулирования.
В выполнении хлебозаготовок политотдел оказал колхозу действенную помощь. Из Сызранского зерносовхоза к нам прислали четыре автомашины. Каждая из них брала до пяти тонн зерна. Чтобы загрузить их, потребовалось более тысячи мешков, много грузчиков. Вдобавок тяжесть машин не выдерживали ветхие мосты. Пришлось срывать края оврагов и пускать машины помимо мостов. Сообща, коллективно мы преодолели все трудности. Вовремя убрали урожай, к первому октября выполнили план хлебозаготовок, сдав государству сто тысяч пудов зерна, выдали колхозникам по полтора килограмма хлеба на трудодень.
Воспрянули люди духом, почувствовали силу коллективной жизни, ощутили заботу и поддержку партии.
Радостно мы праздновали XVII годовщину Великого Октября. Более пятидесяти передовых колхозников премировали подарками.
В декабре 1934 года политотделы были упразднены, произошло разукрупнение Новодевиченского района. Был организован Шигонский район. Некоторые работники политотдела возглавили новые райкомы партии.
Идут годы. Неузнаваема стала наша жизнь. Землю обрабатывают чудесные машины, обильно родят наши поля, на фермах много скота. Счастье, благополучие пришло в каждый крестьянский дом. Растет культура села. Радио и электричество, книги и газеты прочно вошли в быт сельских жителей. Все это дали нам Коммунистическая партия, наша родная Советская власть. Так пусть наши дети и внуки своим вдохновенным трудом приумножают материальные богатства, укрепляют колхозную жизнь, которую добыли мыв нелегкой и труде ради счастья нынешнего поколения.
Н.Ситников,
член КПСС с 1929 года, персональный пенсионер.
//Коммунист, 1979г.
Усольская машинно-тракторная станция организовалась в декабре 1930 года и входила в состав Новодевиченского района. Первым директором ее был Михаил Игнатьевич Мохов. Зимой 1930-1931 годов в МТС поступило 56 старых тракторов «Фордзон». Машины — старенькие, выбракованные из совхозов, доставляли их из Сызрани в разобранном виде, на лошадях. Трактористов готовили наспех. На весенний сев 1931 года создали 13 тракторных бригад. Из-за плохого ремонта тракторы часто выходили из строя, и за лето было вспахано только 650 гектаров земли. Неудивительно, что колхозники были недовольны такой работой МТС.
Осенью у руководства станцией стал опытный партийный работник, член партии с 1920 гора Терентий Афанасьевич Ирбахтин.
В марте 1932 года Новодевиченский райком партии послал меня работать заместителем директора МТС. Ирбахтин в то время болел и мы готовились к весне без него. К выезду на сев подобрали участковых механиков. Это были наиболее опытные способные специалисты: П. Заварим, И. Суровский, И. Сундуков, участковыми агрономами стали А. Сергеев, А. Бикс, В. Неронов, Ф. Костин. Все мы, конечно, жили весенним севом, болели душой за успех. На этот раз тракторы нас не подвели, за весну и лето мы вспахали около шести тысяч гектаров весновспашки и паpов. Лучшими трактористами стали Н. Зеленин, Ф. Теленков. А. Капунов из Усолья, И. Храпылин, Веденин из Услады, В. Салманов, Ф. Архиреев из Мазы и многие другие.
К этому времени деревня твердо стала на путь коллективизации. Требовалось закрепить достигнутые успехи. Для обеспечения организационной и политической работы в колхозах Центральный Комитет ВКП(б) в январе 1933 года создал в МТС и совхозах политические отделы. Для работы в них партия послала в деревню 17 тысяч опытных партийных работников. В феврале 1933 года в Усольскую МТС прибыл посланец ЦК ВКП(б) начальник политотдела, член партии с 1919 года, участник гражданской войны, комиссар полка, имеющий высшее партийное образование Лука Селиверстович Леонюк. Заместителем начальника политотдела по партийной работе был назначен Филипп Иванович Селиванов, также участник гражданской войны, имевший высшее партийное образование. При политотделе была создана своя печатная газета. Политотдельцы сразу включились в кипучую жизнь села. К весеннему севу МТС отремонтировала тридцать тракторов. Во всех колхозах проведены смотры готовности к севу, выведены тракторы, пахари выезжали с плугами, сеяльщики с сеялками, проверялась исправность упряжи, наличие фуража, повара являлись на смотр в полном облачении с наличием продуктов питания. На ответственные участки поставили коммунистов и комсомольцев. Во всем чувствовалась напряженность и организованность.
Весна 1933. года выдалась ранняя - уже в конце марта накали весновспашку и боронование, а 6-7 апреля – сев. Весенние полевые работы прошили организованно. На исходе мая на живописной поляне Белопасок, на берегу весеннего разлива Волги состоялся многолюдный веселый праздник окончания сева. Это был первый коллективный праздник, который надолго запомнился колхозникам.
В начале июня в Новодевичье состоялся первый районный съезд колхозников-ударников. Как большой праздник встретили его колхозники района.
Наступило лето. Сухое, ветреное, дождей почти не было. Урожай обещал быть низким. Так и оказалось. Например, комаровский колхоз «Правда вперед», имевший лучшие земли, собрал с гектара по шесть центнеров ржи, а пшеница дала пять центнеров. В колхозах хлеба почти не осталось, кроме семян. Возникли трудность с хлебом, не хватало кормов. Приходилось даже брать солому с крыши. В этот трудный год помощь оказало государство: колхозам выделялась продовольственная ссуда, осенью поступило двадцать новых тракторов Сталинградского тракторного завода.
Подготовка к весеннему севу 1934 года была сопряжена с большими трудностями. Политотделы безотлучно находились в колхозах, воодушевляли людей, организовывали их на преодоление временных трудностей. Возникли трудности с хлебом, не хватало кормов. Приходилось раскрывать соломенные крыши общественных построек - складов, сараев. Коммунисты и активисты-колхозники раскрывали свои сараи и даже дома, и годную для корма солому отдавали скоту. Колхозник проявил мужество, стойкость и преданность колхозному строю в борьбе с трудностями.
В те годы широко практиковался сев по грязи. Говорили: «сей в грязь, будешь князь». Весенний сев мне пришлось проводить в тайдаковском колхозе «Красная звезда». Предстояло засеять 150 гектаров. Лошадей не хватало, обучали коров колхозников ходить в упряжке и на них бороновали. Сев по грязи, как правило, проводили по утрам, по морозцу. Посеяли мы пшеницу, а забороновать не успели, пошел дождь, трое суток лил. Семена на поверхности проросли. Чтобы спасти посевы, пустили трактора с боронами два следа, хотя хорошо знали, что часть семян погибнет, но другого выхода не было. Как на грех приехал старший агроном МТС Головко, накричал на нас, обозвал вредителями, приказал прекратить боронование, а своих практических указаний никаких не дал, уехал в Мазу, где в то время находился начальник политотдела. Посоветовались, что делать, и решили продолжить боронование. Приехал Леонюк. Советуюсь с ним, что делать. Знаю, говорю ему, что часть семян пропадет под колесами тракторов, но хуже, если высохнут ростки. Будем бороновать. Начальник политотдела согласился со мной. Пшеница на этом участке уродилась неплохая, дала по десять центнеров зерна с гектара.
После весеннего сева политотдел произвел некоторую перестановку кадров председателей колхозов. И.Фомичев из Комаровки был рекомендован председателем усольского колхоза «Передовик», комаровский колхоз «Правда вперед» возглавил М. Ф. Чернышков, меня послали а мазинский колхоз имени Калинина. Хозяйство большое - более 1300 гектаров земли. После тяжелой зимы 1933-1934 года в колхозе осталось всего 70 лошадей. Была большая задолженность по денежным ссудам, налоговым и страховым платежам.
К уборке хлебов колхоз приступил, имея 13 лобогреек и с двумя виндроуэрами из МТС. Пришлось взяться за косы. Пшеницу вязали в снопы. Урожай выдался хороший: рожь давала 10-12 центнеров с гектара, несмотря на то, что 19-20 июня во время цветения ржи, был мороз. Возникло новое затруднение: не на чем было возить с поля снопы. И снова мы вспомнили про коров, но колхозники шли на это неохотно, ссылались, что нет хомутов, нет колес. А хлеба не ждали - сжата рожь, начали жать пшеницу, овес. Созвал правление колхоза. 'Что делать будем» - спрашиваю людей. Договорились установить твердую оплату колхозникам - по два килограмма хлеба на каждый трудодень, заработанный на корове. Утвердить этот вопрос начальник политотдела сам не решился, поехали в райком партии. Секретарь райкома Утехин внимательно нас выслушал и пообещал, что наше предложение обсудят на бюро. Вопрос был решен положительно. Об этом быстро узнали колхозники. И откуда взялись хомуты, колеса... На следующий день на возку снопов выехали на 35 коровах, а через два-три дня - на 175. 3а короткое время мы свезли с полей на гумно снопы с 5000 гектаров. Некоторые колхозники получили по 30-40 пудов зерна. А колхозник Н. И. Першин заработал 70 пудов. На обмолоте хлебов круглосуточно, в две смены работали шесть молотилок Д-34. Ежедневно намолачивали до 1500 центнеров зерна. Мы уже тогда поняли силу экономического стимулирования.
В выполнении хлебозаготовок политотдел оказал колхозу действенную помощь. Из Сызранского зерносовхоза к нам прислали четыре автомашины. Каждая из них брала до пяти тонн зерна. Чтобы загрузить их, потребовалось более тысячи мешков, много грузчиков. Вдобавок тяжесть машин не выдерживали ветхие мосты. Пришлось срывать края оврагов и пускать машины помимо мостов. Сообща, коллективно мы преодолели все трудности. Вовремя убрали урожай, к первому октября выполнили план хлебозаготовок, сдав государству сто тысяч пудов зерна, выдали колхозникам по полтора килограмма хлеба на трудодень.
Воспрянули люди духом, почувствовали силу коллективной жизни, ощутили заботу и поддержку партии.
Радостно мы праздновали XVII годовщину Великого Октября. Более пятидесяти передовых колхозников премировали подарками.
В декабре 1934 года политотделы были упразднены, произошло разукрупнение Новодевиченского района. Был организован Шигонский район. Некоторые работники политотдела возглавили новые райкомы партии.
Идут годы. Неузнаваема стала наша жизнь. Землю обрабатывают чудесные машины, обильно родят наши поля, на фермах много скота. Счастье, благополучие пришло в каждый крестьянский дом. Растет культура села. Радио и электричество, книги и газеты прочно вошли в быт сельских жителей. Все это дали нам Коммунистическая партия, наша родная Советская власть. Так пусть наши дети и внуки своим вдохновенным трудом приумножают материальные богатства, укрепляют колхозную жизнь, которую добыли мыв нелегкой и труде ради счастья нынешнего поколения.
Н.Ситников,
член КПСС с 1929 года, персональный пенсионер.
//Коммунист, 1979г.
Оставить сообщение: