Рекламный баннер 990x90px bantop
Были на самарской земле уникальные традиции, которые имелись только у нас, которые хорошо бы не только сохранить
02:16 17.12.2023 16+
Были на самарской земле уникальные традиции, которые имелись только у нас, которые хорошо бы не только сохранить, но и возродить. Про похороны чехони не слышали?
В начале ХХ века был у самарцев любимый городской праздник – «Похороны чехони», который отмечался в первое воскресенье после Троицы.
По преданию, когда-то давно, весной, во время разлива Волги, по ней вверх двинулся огромный косяк волжской селёдки, которая здесь называется «чехоней». В это время вода спала, и огромное количество рыбы осталось на сухом берегу. Рыба стала гнить, разлагаться и угрожать заразой. Городские власти обратились к населению с просьбой похоронить, т. е. закопать погибшую рыбу. За проведенную работу расплатились водкой. Горожанам это очень понравилось. С тех пор самарцы стали отмечать «Похороны чехони» ежегодно.
Вот как описывали самарские газеты этот праздник в начале XX века:
ЧЕХОНЮ ХОРОНЯТ
(Самарский праздник)
Чехонь и чеша (Pelecus cultratus) — рыба в семействе карповых, и вот ее-то сегодня самарцы и будут праздновать. Вчера еще многие сделали запасы «выпивки», чтобы сегодня «честь честью»
— Схоронить чехоню.
Загородные места полны будут народом, выбравшимся на лоно природы для,
— Похорон чехони.
Сегодня кого ни спросите из едущих в дачные местности, за Волгу в Рождествено, куда, мол, и зачем?
Ответят:
— Хоронить чехоню.
Блестящая костлявая рыбка сегодня для большинства самарцев — культ. Посмотрите, что будет сегодня делаться за Волгой, у Постникова оврага, за Самаркой!..
Какое празднование, какое ликование, какая вакханалия!..
И все во имя ее — этой чехони...
Поймают ее, для полноты картины, выроют ямку и засыпят серебристую рыбку землей.
— Схоронили чехоню.
И нальют рюмки и выпьют за упокой... чехони!
В других местностях России в сегодняшний день провожают весну, а у нас:
— Хоронят чехоню.
Похороны сопровождаются оргиями, вульгарными песнями и пьянством... Нет красоты в этом праздновании! «Похороны чехони» — разгул и безобразие..
«Похороны чехони» — разнузданность хулиганства...
Жаль рыбку, которую наши нравы превратили в культ нездорового развлечения...
Н. Т—ский
//Волжский край, 1 июня 1914 года
«Похороны Чехони»
В воскресенье самарцы еще с раннего утра начали выселяться за город, чтобы провести на лоне природы свободный воскресный день, а среди них многие, чтобы справить традиционный праздник «похороны чехони».
Во времена недавно минувшие, этот праздник сопровождался усиленными возлияниями Бахусу, и окрестности Самары в этот день бывали буквально запружены «веселящимся» народом.
Отовсюду лились звуки пьяного разгула: отчаянные взвизгивания гармоник, треньканье гитар и балалаек и разухабистые песни. Не редко такое веселье кончалось очень скверно, ибо горчишники, хвативши через край «зеленого», проникались воинственным духом и вступали между собой в кровопролитный бой.
Ничего подобного не наблюдалось в нынешнем году, хотя гуляющих на Барбашиной поляне, у Постникова оврага вообще в окрестностях Самары было очень много.
Все шло чинно. Компании мирно попивали чаек и беседовали о делах военных а только кое-где, в укромных уголках, с оглядкой распивался денатурат, аромат которого распространялся в вагонах конки среди возвращавшихся с гулянья.
//Волжский день, 19 мая 1915 года
Можно же и без пьянства обряд посвятить этой нашей любимой рыбке?!
В начале ХХ века был у самарцев любимый городской праздник – «Похороны чехони», который отмечался в первое воскресенье после Троицы.
По преданию, когда-то давно, весной, во время разлива Волги, по ней вверх двинулся огромный косяк волжской селёдки, которая здесь называется «чехоней». В это время вода спала, и огромное количество рыбы осталось на сухом берегу. Рыба стала гнить, разлагаться и угрожать заразой. Городские власти обратились к населению с просьбой похоронить, т. е. закопать погибшую рыбу. За проведенную работу расплатились водкой. Горожанам это очень понравилось. С тех пор самарцы стали отмечать «Похороны чехони» ежегодно.
Вот как описывали самарские газеты этот праздник в начале XX века:
ЧЕХОНЮ ХОРОНЯТ
(Самарский праздник)
Чехонь и чеша (Pelecus cultratus) — рыба в семействе карповых, и вот ее-то сегодня самарцы и будут праздновать. Вчера еще многие сделали запасы «выпивки», чтобы сегодня «честь честью»
— Схоронить чехоню.
Загородные места полны будут народом, выбравшимся на лоно природы для,
— Похорон чехони.
Сегодня кого ни спросите из едущих в дачные местности, за Волгу в Рождествено, куда, мол, и зачем?
Ответят:
— Хоронить чехоню.
Блестящая костлявая рыбка сегодня для большинства самарцев — культ. Посмотрите, что будет сегодня делаться за Волгой, у Постникова оврага, за Самаркой!..
Какое празднование, какое ликование, какая вакханалия!..
И все во имя ее — этой чехони...
Поймают ее, для полноты картины, выроют ямку и засыпят серебристую рыбку землей.
— Схоронили чехоню.
И нальют рюмки и выпьют за упокой... чехони!
В других местностях России в сегодняшний день провожают весну, а у нас:
— Хоронят чехоню.
Похороны сопровождаются оргиями, вульгарными песнями и пьянством... Нет красоты в этом праздновании! «Похороны чехони» — разгул и безобразие..
«Похороны чехони» — разнузданность хулиганства...
Жаль рыбку, которую наши нравы превратили в культ нездорового развлечения...
Н. Т—ский
//Волжский край, 1 июня 1914 года
«Похороны Чехони»
В воскресенье самарцы еще с раннего утра начали выселяться за город, чтобы провести на лоне природы свободный воскресный день, а среди них многие, чтобы справить традиционный праздник «похороны чехони».
Во времена недавно минувшие, этот праздник сопровождался усиленными возлияниями Бахусу, и окрестности Самары в этот день бывали буквально запружены «веселящимся» народом.
Отовсюду лились звуки пьяного разгула: отчаянные взвизгивания гармоник, треньканье гитар и балалаек и разухабистые песни. Не редко такое веселье кончалось очень скверно, ибо горчишники, хвативши через край «зеленого», проникались воинственным духом и вступали между собой в кровопролитный бой.
Ничего подобного не наблюдалось в нынешнем году, хотя гуляющих на Барбашиной поляне, у Постникова оврага вообще в окрестностях Самары было очень много.
Все шло чинно. Компании мирно попивали чаек и беседовали о делах военных а только кое-где, в укромных уголках, с оглядкой распивался денатурат, аромат которого распространялся в вагонах конки среди возвращавшихся с гулянья.
//Волжский день, 19 мая 1915 года
Можно же и без пьянства обряд посвятить этой нашей любимой рыбке?!
Оставить сообщение: