Рекламный баннер 990x90px bantop

Поселок Гривинский

03:09 20.01.2024 16+
Поселок Гривинский

(Окончание).

Есть и другое объяснение. - Гривой называли хребет, гребень, гряду, несколько возвышенную часть местности по низменности, по болоту. Хребетик по пойменному месту, не заливаемый водой, возможно поросший лесом, или полоса, особняк, береженый лес. Гривняком называют частостойный лес, растущий по гривам.

Надо отметить, что за время существования поселка в различных документах он назывался по-разному. Так, в членских кооперативных книжках, выданных в 1956 г, в паспортной графе «прописка» в 1980 г. и свидетельствах о праве собственности на землю, датированных июнем, 1992 г., стоит ГРИВЕНСК.

В топливных книжках за 1989 г. указан адрес — пос. ГРИВИНСК. В справках инспекции Госстраха за 1990 г. адрес — пос. ГРИВИНСКИЙ.

В технических паспортах БТИ и сельском Совете его именуют ГРИВИНСКИЙ.

Есть ещё рядом с Гривинским большой бугор, именуемый в народе «Попов бугор». Предание гласит, что раньше монастырские люди имели самые лучшие земли. А священнослужителям, вновь назначенным в приход, отмерялась земля для прокорма, странным способом. Сколько поп обежит не останавливаясь, стольким количеством земли он и будет владеть.

Так вот, этот пол побежал, а погода жаркая была, да и поп оказался жадноватый. Не рассчитал свои силы. Пока бежал, почти всю одежду с себя сбросил, но так и не добежал, умер. То ли от жадности, то ли от того, что никогда не трудился физически. Только с той поры так и стали называть ту землю, на которой умер поп «Попов бугор».

В 1938г. Гривинский постигла беда. Большой пожар уничтожил почти весь поселок. Сгорело 45 домов вместе со надворными постройками. А случилось следующее. Через три двора от Бутусовых жил один старик, который держал пчел. В тот злополучный 1938 г. на радость сельчанам уродилась трава. Много накосил и дед для своей скотины. И вот, в один из сентябрьских дней взял он в руки дымарь (специальное устройство, куда клали сухой помет, а после поджога шел дым, отпугивающий пчел), зажег его, раздул, чтобы пчелы не жалили, и случайно обронил около стога. Старый человек не смог сразу потушить загоревшийся стожок, сено разгорелось, огонь перекинулся на сарай, потом на дом, и пошло, и пошло. Через несколько часов поселок представлял собой пепелище. А после пожара, как говорится, все равны, и бедняк, и середняк. Всем нужно начинать все сначала. Многим семьям пришлось жить в вырытых на скорую руку землянках.

В начале 30-х г.г. в селах Шигонского, да и других районов прошла волна «раскулачивания». Происходило это под общей линией организации колхозов. Если не вступил в колхоз, значит «враг», «кулак», и семья подлежит выселению. Многие не хотели идти в колхоз, не видя в этом перспективы.

«В один из дней, — вспоминают жители поселка, — приехали из Суринска на Гривинский комсомольцы, активисты, представители власти. Подводы направились к дому первого, кого наметили. Семена и Марию Бутусовых вместе с пятерыми детьми выгнали из дома, и они впоследствии поселились в совсем крохотной, старой покосившейся избенке.

Хозяева дома были еще во дворе, пытаясь что-то объяснить приехавшим, унимали плачущих детей, а новые «хозяева» прибили над дверью неумело написанную вывеску «Правление колхозах» и тут же на глазах у всех селян принялись ломать заборы, надворные постройки, амбары разгораживать скотный двор. В это же время добровольные помощники, приехавшие также на подводе, вытащили из избы сундук, нехитрую одежду, забрали лошадь, весь инвентарь, даже ложки забрали, какое нашли продовольствие и увезли все в Суринск».

Так же раскулачили, а попросту ограбили Никифора Карыгина, Федора Тухонова, хотя дядя Федор жил бедно, но вот «глупый» — в колхоз идти не хотел.

В этих раскулачиваниях напрочь отсутствовал здравый смысл. Ломали построенное. Сводились личные счеты. Кому-то из «представителей» еще по молодости «мылили шею» за воровство с чужих огородов, у кого-то была досада из-за девок, что последние любили не их, а других, или просто злились, что иной был трудолюбивее их и жил чуть-чуть лучше. Наверно, из-за злости и отбирали самые необходимые людям вещи. Или просто ломали их, чтобы только не достались «ку лакам». Время и жизнь показали, что те, кто принимал участие в творимом произволе над своими же земляками, трудолюбием никогда не отличались.

Многие крестьяне, видя такое дело, в колхоз вступали «добровольно», чтобы не трогали семьи.

До 1941 г. в Гривинском существовали школа, магазин, медпункт. С началом войны поселок словно вымер. Не стало слышно задорных и веселых девичьих толосов, словно повзрослели подростки, и потянулись подводы с деревенскими парнями — будущими солдатами к районным военкоматам.

С фронта вернулись не все, многие полегли на полях сражений. В Суринске установлена мемориальная доска, на которой золотыми буквами выбиты имена погибших.

Происходила за время существования Гривинска смена названий колхоза. Сначала он назывался «Теплый ключ»; затем «Заветы Ильича», это произошло в 1939 г. после слияния двух колхозов — «Заветы Ильича» и «Суринский». После 1960 г. колхоз преобразовался в совхоз. «Суринский».

На том месте, где стоит здание существующего магазина, находился большой лабаз. После войны, где-то до 1958 г., магазин располагался не в ряду улицы, а на задах за домом Трошиных, рядом с клубом. Позднее он был перенесен в черту улицы между домами Трошиных и Хитевых на место старого лабаза, в котором находился инвентарь на случай пожара: бочки с водой, багры, лопаты и находились сторожа, назначавшиеся из колхозников. Дежурили они по очереди.

По воспоминаниям старожилов, еще до 1960 г. село охранялось местными жителями. На въезде и выезде стояли плетни с воротами, которые на ночь закрывались. По деревне ночами ходила молодежь с колотушками, разносился дробный деревянный стук. В основном охраняли сено от пожаров.

В наши дни некогда большой поселок, имевший около пятидесяти дворов стал неперспективным, а вернее, дачным. Из 39 домов, только 19 принадлежат коренным жителям, 12 - дачникам, в двух живут переселенцы, в двух - арендаторы, а четыре порожних. В поселке имеется магазин, здание медпункта, и клуб, в который уже давно никто не ходит.

В. ВАЛЕЕВ, краевед.

//Время, 13 сентября 1994г.

1333

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ