Рекламный баннер 990x90px bantop
Поселок Гривинский
03:09 20.01.2024 16+
Поселок Гривинский
Семьдесят лет Советской власти отмечались в районе пышно. Проводились собрания, различные мероприятия, награждения к юбилею, а 90-летний юбилей поселка остался просто незамеченным, как будто и не было у него рождения.
Так, просто, юбилей без праздника. А сколько по России таких безъюбилейных сел и поселков? Забытых, беспомощных, пожилых сельчан, оставленных доживать свой век в сельской глуши, в стареньких покосившихся домах.
Что ждет их в будущем? И есть ли оно у таких сел и поселков российской глубинки, как Гривинский Самарской области? Встретят ли они когда-нибудь свое столетие или просто канут в Лету, как и многое в нашей бурной, неспокойной жизни?
В живописной местности на берегу реки Усы расположился небольшой поселок Гривинский. Он стал застраиваться в 1923 году. На пустыре, вдали от центра волости, мужчины вместе со своими семьями — женами, детьми, стариками сооружали один за другим дома, надворные постройки.
Откуда пришли эти люди? Кто их сюда прислал? Кто они? Эти вопросы мог бы задать любой, кто бы увидел эту картину. Переселенцы были местными. Это Советская власть избавлялась от «зажиточных», неугодных крестьян, переселяя их на новые необжитые места.
Власти были лояльней здесь, чем в других регионах России. «Лучше жить на гриве в новом поселке Гривинске, чем в Сибири», — поговаривали мужики.
Первыми жителями поселка стали семьи из Суринска, Тукшума, Бичевного и других сел, известных в округе. Так, например, в 1923 г. семья Бутусовых, Семен и Мария, считавшиеся середняками, у них в хозяйстве было две коровы, две лошади, имели шесть детей — три дочери и три сына, «переехала» на новое место из Суринска в будущий поселок и построилась там на том самом месте, где и сейчас стоит их маленький домишко, только раньше он был под соломенной крышей.
Семья Самсоновых, Матвей и Матрена, также были «переселенцами». Их дочь Устинья Матвеевна Самсонова вспоминает: «Маленькой девочкой, 4—5 лет меня привезли на Гривинск, а до этого мы жили в Суринске. Родители построили небольшой дом, там, где сейчас находится колодец - напротив него в аккурат. В нашей семье было четверо детей, имели мы лошадь с жеребенком, корову с теленком, несколько овец и кур».
Описывая внутреннее убранство избы того времени, она развела руками. Какое убранство...
«Из мебели деревянные лавки, стол, полати, на которых спала вся семья, вот и все. Печка-подтопок, стены бревенчатые, на окнах даже занавесок не было. Из одежды платья обычные, тулуп, шубный пиджак, калоши носили только по праздникам. Лишнего или богатого в доме ничего не было. Питались обычно по-деревенски, а порой и голодали».
Надо отдать должное, вспоминают старожилы, работящими были гривинские предки. За какую работу ни возьмутся, обязательно сделают. То избу артелью поставят или колодец выроют, хлев построят, и все на совесть, хорошо, добротно, на века.
Об истории местности, на которой проживали гривинцы, и ее топонимике мне поведал еще задолго до своей смерти Иван Семенович Бутусов.
«Река Уса и место, на котором позднее поставлен поселок Гривинск, принадлежали раньше графу Орлову (по всей видимости, Орлову-Давыдову, который жил в Усолье. - В. В.). Впоследствии он проиграл в карты участок земли и имение, находящееся на месте поселка Тукшум, одной графине, которая владела еще селом Елшанка в Самарской губернии. В Тукшуме на лучшем месте стоял дом графа. Сохранились еще в поселке здания, которые построил Орлов-Давыдов, — это школа, пекарня, контора.
По воспоминаниям старожилов, Суринск до 1917г. был большим селом. В нем находилась школа, возвышалась церковь, которую впоследствии закрыли.
Названия близлежащим деревням давала не только местность, вспоминает Сергей Семенович Бутусов, но и род занятий жителей а также другие детали сельской жизни.
Бичевной - трактуется как бичева, прочная веревка для тяги судов против течения лошадьми или людьми, как правило, ссученная из каболки или распущенных смоленых старых снастей. Бичевой называют тропу, по которой идут лошади либо люди в лямках. Что дало название местности? Тропа, по которой через эту местность проходили бурлаки, или бичевные веревки, изготовляемые жителями?
Есть и другое объяснение слову. Бичеваться — хлестать самого себя, как это делали изуверы для покорения плоти. Бич — кнут, плеть, ременица, погонялка, арапник. В Сибири кнут для езды называют бичом. Бичом называют еще бедствия, постигшее общину или какую-то местность, голод, болезнь, саранча, самоуправство бесчеловечного властелина.
Золотое — по преданию, в этом селе жили очень богатые купцы, так сказать, золотые люди. Отсюда вроде бы и пошло название. населенных пунктов с названием Золотое по России много. Есть они в Самарской, Саратовской и других областях. В ряде случаев это название давалось по деталям местности, т. е. от гор, речек, оврагов, урочищ, склоны которых состояли из желтого, «золотого» песка, а также по фамилиям владельцев и т.д.
На месте расположения поселка Гривинск существовал большой луг, который огибала речка Уса, или, как ее еще называли в народе, Тукшумка. По рассказам стариков, на этом месте пасли лошадей, и крестьяне порой, обращаясь друг к другу, спрашивали:
- Ты куда погонишь пасти скотину?
- Да на Гриву!
Так, говорят, и пошло:
на Гриву, Грива, Гривинск.
В. ВАЛЕЕВ.
(Окончание следует).
//Время, 10 сентября 1994г.
Семьдесят лет Советской власти отмечались в районе пышно. Проводились собрания, различные мероприятия, награждения к юбилею, а 90-летний юбилей поселка остался просто незамеченным, как будто и не было у него рождения.
Так, просто, юбилей без праздника. А сколько по России таких безъюбилейных сел и поселков? Забытых, беспомощных, пожилых сельчан, оставленных доживать свой век в сельской глуши, в стареньких покосившихся домах.
Что ждет их в будущем? И есть ли оно у таких сел и поселков российской глубинки, как Гривинский Самарской области? Встретят ли они когда-нибудь свое столетие или просто канут в Лету, как и многое в нашей бурной, неспокойной жизни?
В живописной местности на берегу реки Усы расположился небольшой поселок Гривинский. Он стал застраиваться в 1923 году. На пустыре, вдали от центра волости, мужчины вместе со своими семьями — женами, детьми, стариками сооружали один за другим дома, надворные постройки.
Откуда пришли эти люди? Кто их сюда прислал? Кто они? Эти вопросы мог бы задать любой, кто бы увидел эту картину. Переселенцы были местными. Это Советская власть избавлялась от «зажиточных», неугодных крестьян, переселяя их на новые необжитые места.
Власти были лояльней здесь, чем в других регионах России. «Лучше жить на гриве в новом поселке Гривинске, чем в Сибири», — поговаривали мужики.
Первыми жителями поселка стали семьи из Суринска, Тукшума, Бичевного и других сел, известных в округе. Так, например, в 1923 г. семья Бутусовых, Семен и Мария, считавшиеся середняками, у них в хозяйстве было две коровы, две лошади, имели шесть детей — три дочери и три сына, «переехала» на новое место из Суринска в будущий поселок и построилась там на том самом месте, где и сейчас стоит их маленький домишко, только раньше он был под соломенной крышей.
Семья Самсоновых, Матвей и Матрена, также были «переселенцами». Их дочь Устинья Матвеевна Самсонова вспоминает: «Маленькой девочкой, 4—5 лет меня привезли на Гривинск, а до этого мы жили в Суринске. Родители построили небольшой дом, там, где сейчас находится колодец - напротив него в аккурат. В нашей семье было четверо детей, имели мы лошадь с жеребенком, корову с теленком, несколько овец и кур».
Описывая внутреннее убранство избы того времени, она развела руками. Какое убранство...
«Из мебели деревянные лавки, стол, полати, на которых спала вся семья, вот и все. Печка-подтопок, стены бревенчатые, на окнах даже занавесок не было. Из одежды платья обычные, тулуп, шубный пиджак, калоши носили только по праздникам. Лишнего или богатого в доме ничего не было. Питались обычно по-деревенски, а порой и голодали».
Надо отдать должное, вспоминают старожилы, работящими были гривинские предки. За какую работу ни возьмутся, обязательно сделают. То избу артелью поставят или колодец выроют, хлев построят, и все на совесть, хорошо, добротно, на века.
Об истории местности, на которой проживали гривинцы, и ее топонимике мне поведал еще задолго до своей смерти Иван Семенович Бутусов.
«Река Уса и место, на котором позднее поставлен поселок Гривинск, принадлежали раньше графу Орлову (по всей видимости, Орлову-Давыдову, который жил в Усолье. - В. В.). Впоследствии он проиграл в карты участок земли и имение, находящееся на месте поселка Тукшум, одной графине, которая владела еще селом Елшанка в Самарской губернии. В Тукшуме на лучшем месте стоял дом графа. Сохранились еще в поселке здания, которые построил Орлов-Давыдов, — это школа, пекарня, контора.
По воспоминаниям старожилов, Суринск до 1917г. был большим селом. В нем находилась школа, возвышалась церковь, которую впоследствии закрыли.
Названия близлежащим деревням давала не только местность, вспоминает Сергей Семенович Бутусов, но и род занятий жителей а также другие детали сельской жизни.
Бичевной - трактуется как бичева, прочная веревка для тяги судов против течения лошадьми или людьми, как правило, ссученная из каболки или распущенных смоленых старых снастей. Бичевой называют тропу, по которой идут лошади либо люди в лямках. Что дало название местности? Тропа, по которой через эту местность проходили бурлаки, или бичевные веревки, изготовляемые жителями?
Есть и другое объяснение слову. Бичеваться — хлестать самого себя, как это делали изуверы для покорения плоти. Бич — кнут, плеть, ременица, погонялка, арапник. В Сибири кнут для езды называют бичом. Бичом называют еще бедствия, постигшее общину или какую-то местность, голод, болезнь, саранча, самоуправство бесчеловечного властелина.
Золотое — по преданию, в этом селе жили очень богатые купцы, так сказать, золотые люди. Отсюда вроде бы и пошло название. населенных пунктов с названием Золотое по России много. Есть они в Самарской, Саратовской и других областях. В ряде случаев это название давалось по деталям местности, т. е. от гор, речек, оврагов, урочищ, склоны которых состояли из желтого, «золотого» песка, а также по фамилиям владельцев и т.д.
На месте расположения поселка Гривинск существовал большой луг, который огибала речка Уса, или, как ее еще называли в народе, Тукшумка. По рассказам стариков, на этом месте пасли лошадей, и крестьяне порой, обращаясь друг к другу, спрашивали:
- Ты куда погонишь пасти скотину?
- Да на Гриву!
Так, говорят, и пошло:
на Гриву, Грива, Гривинск.
В. ВАЛЕЕВ.
(Окончание следует).
//Время, 10 сентября 1994г.
Оставить сообщение: