Рекламный баннер 990x90px bantop

А мы продолжаем понравившуюся вам Рубрику #Ожившие_страницы #Малые_сёла_района "Время" 1996 г

08:52 21.03.2024 16+
А мы продолжаем понравившуюся вам Рубрику "Время" 1996 г.

Последние язычники шигонской земли.

Два десятка лет назад учитель истории шигонской школы М.И. Зинин в нашей районной газете, прибегая к архивным источникам, начал рассказ о памятнике в честь крещения Чувашей, что стоит на въезде в село Тайдаково. Мы осмелимся, начиная свой рассказ о достопримечательностях района, немного дополнить рассказ бывшего историка, ныне покойного М.И. Зинина об этом памятнике.

…В 18 столетии на Самарской Луке появляются новые черты в развитии религиозной жизни населения края. Уже к середине 18 века заканчивается переход в православие мордовского населения. Однако, чуваши продолжали держаться своих языческих верований. Их деревни на Самарской Луке оставались по сути последним открытым оплотом прадедовских традиций и обычаев по всей Симбирской губернии.

Вопрос о крещении чувашей был поднят в 1827 году, когда за это дело взялся управляющийся В.Г. Орлова купец Никита Ляхов. Ему удалось убедить чувашских старшин деревни Тайдаково и остальное население обрести православие. Большую помощь в этом Ляхову оказал усольский конторщик Ибряев, который сам был из чувашей и принял крещение ранее. В 1829 году состоялась поездка по селам Самарской Луки архиепископа Казанского и Симбирского Филарета. Во время ее и был проведен акт крещения тайдаковских чувашей. 29 августа в церкви с.Усолья Ляхов и чувашские старшины подали архиепископу письменное прошение о крещении чувашей. На берегу пруда в Тайдакове была установлена походная церковь из полотна, которая принадлежала калмыцкому войску Ставрополья, здесь же были сооружены отдельные крещальни для мужчин и женщин. В Тайдаково на церемонию прибыли архиепископ со свитой, священники из ближайших сел и городов Самары, Ставрополья и Сызрани.

Крестилось сразу всё тогдашнее население деревни в тысячу человек обоего пола. Перед началом обряда чувашам огласили их новые христианские имена, которые давали одновременно целым группам. Каждый по очереди спускался в воду через проём в деревянном помосте над прудом и над ним совершалось таинство. Об этом подробно рассказано в книге Ю. Смирнова «Самарская Лука в 16 - начале 18 веках».

Все следующие дни священники проводили обряд церковного венчания над женатыми чувашами, а также старыми и дряхлыми. Тем, у кого было две ли три жены, предлогали обвенчаться только с одной из них по выбору.

Чувашские крестьяне не стали особо ревностными православными. Многие еще очень долго в тайне держались старых языческих верований. А вот за рвение к провославному просвещению чувашей Ляхов и Ибряев были награждены серебряными медалями.

До сих пор стоит в Тайдакове памятный знак в честь крещения чувашей в православную веру. Установлен был этот знак на том месте, где стояла полотняная церковь, в 1871 году. Годами позже в Тайдаково появилась деревянная церковь там, где сейчас расположена школа. Простояла эта церковь до советских времен, была разобрана по бревнышку и, как говорят старожилы, перевезена в Шигоны для строительства Дома культуры.

А вот памятный знак стоит. С августа 1871 года.

Н. Андреева.

Газета «Время» 1996 год.

#ГазетаВремя_Шигоны #ШигонскийРайон

Фото https://pavluhinoleg.livejournal.com/26454.html

828

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ